Дата проведения: 21.12.2022 года по 31.01.2023
Автор: Гильдия Интеграторов
Email: info@gildin.ru
Исследование за 2021-2022 г здесь
Взяв за основу повышенный интерес интеграторов к нынешней ситуации на рынке CRM-услуг, Гильдия интеграторов провела независимое исследование, опросив более 110 игроков по 90 важным вопросам, связанных с их бизнесом.
Цель исследования — определить текущую ситуацию на рынке CRM услуг РФ .
Были выдвинуты следующие гипотезы:
- На рынке нет прозрачного ценообразования услуг по внедрению CRM;
- Скорость спроса на CRM в сегменте МСБ в несколько раз превышает сегмент крупного бизнеса;
- Ключевую роль в успешности компании играют сами руководители;
- Значительную долю выручки может составлять продажа полезных сервисов по партнерским программам.
Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.
Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье и в инфографике ниже.
Дизайн исследования
Количество участников составило более 110 компаний во всех регионах РФ. Компании-респонденты – интеграторы разных CRM-систем. Выборка квотировалась по 2-м критериям: регион нахождения и основная сфера деятельности.
Опрос проводился в период с 21.12.2022 года по 31.01.2023 года. Метод сбора данных - количественный (опрос через Формы).
Портрет респондентов
Для получения правильной интерпретации результатов исследования и их дальнейшего применения их, нужно идентифицировать портрет респондентов.
Услуги входящие в портфель CRM-интеграторов
Практически сто процентов опрошенных 97% имеют в своем портфеле услугу по внедрению CRM, данный вывод свидетельствует о том, что наше исследование не выходит за рамки выборки.
На Москву и Санкт-Петербург пришлось — 28,4% компаний-респондентов. Более половины 69,7% базируются в остальных регионах РФ. И только 1,8% — в странах СНГ.
Количество сотрудников
Чаще всего 36,7% встречаются компании возрастом от 3 до 5 лет, при этом штат у подавляющего большинства компаний 55,1% состоит из 10 и менее сотрудников. Рынок считается растущим и в то же время незрелым.
Присутствуют компании возрастом до 1 года — 7,3%, доля ничтожна мала. Однако, доля компаний возрастом более 10 лет составляет 22,9%, возможно, это связано с тем, что многие настоящие интеграторы начинали свою деятельность как веб-студии.
Гипотеза №1
На рынке нет прозрачного ценообразования услуг по внедрению CRM.
Проанализированные данные показывают, что ситуация в 2022 году значительно изменилась по сравнению с исследованием 2021 года.
За прошедший год, часовая ставка у большинства компаний выровнялась и стала выше 3000 рублей. Прослеживается тренд на выравнивание общей ситуации. Количество компаний оказывающих свои услуги.
Часовая ставка ниже 1500 рублей в час, была отмечена лишь у 5,5% респондентов.
Гипотеза №2
Скорость спроса на CRM в сегменте МСБ в 3 раза превышает сегмент крупного бизнеса.
Данные графика дают понять, что рынок CRM в МСБ растет с большим темпом, по сравнению с Крупным бизнесом. Средние значения роста в сегменте малого и среднего бизнеса составил 27,9%, когда рост в сегменте крупного бизнеса - 13,5%. Сегмент микробизнеса - 16,3%.
Проанализированные данные подтверждают гипотезу о том, что скорость спроса на CRM в сегменте МСБ в несколько раз превышает сегмент крупного бизнеса.
Прибыльность бизнеса CRM-интеграторов
У преобладающей доли опрошенных 30,3% бизнес обладает прибыльностью более 30%, что свидетельствует о положительной ситуации на рынке CRM-интеграторов.
Средняя прибыльность бизнеса CRM-интеграторов составила 25%.
Вовлеченность руководителя в бизнес
Большая часть руководителей практически полностью вовлечены в производственный процесс 60,6%.
Гипотеза №3
Ключевую роль в успешности компании играют сами руководители.
Проанализированные данные предоставляют информацию о том, что большая часть респондентов 60,6% имеет наивысший уровень вовлеченности в деятельность своей компании. Данный показатель тесно взаимосвязан с ключевой ролью в успехе компании на рынке. Гипотеза о том, что ключевую роль в успешности компании играют сами руководители – подтверждена.
Доля выручки от продажи партнерских продуктов
Продажа партнерских продуктов приносит большей части респондентов 48,6% до 5% от всей выручки. Данные показатели практически не сравнимы с выручкой от продажи лицензий.
Средняя доля выручки с продажи партнерских продуктов составляет 9,1% от общей выручки. По сравнению с прошлым годом, рост на 2%.
Гипотеза №4
Значительную долю выручки может составлять продажа полезных сервисов по партнерским программам.
Более 48,6% респондентов говорят о том, что продажа партнерских продуктов не приносит более 5%. Проанализированные данные опровергают гипотезу о том, что значительную долю выручки может составлять продажа партнерских продуктов.
Выводы
В новом исследовании Гильдия Интеграторов проанализировала данные от более 110 компаний-респондентов по 90 важным вопросам бизнеса интеграторов. Решили проверить 4 гипотезы:
Гипотеза №1 - Подтверждена. На рынке нет прозрачного ценообразования услуг по внедрению CRM.
Большая часть интеграторов оказывает свои основные услуги в разных ценовых сегментах. Дополнительным подтверждением является тот факт, что часовая ставка интеграторов слишком сильно разбросана по разным ценовым категориям. Также одна услуга может иметь несколько названий, а суть одна и та же.
Гипотеза №2 - Подтверждена. Скорость спроса на CRM в сегменте МСБ в несколько раз превышает сегмент крупного бизнеса.
Данные графика дают понять, что рынок CRM в МСБ растет с большим темпом, по сравнению с Крупным бизнесом. Средние значения роста в сегменте малого и среднего бизнеса составил 27,9%, когда рост в сегменте крупного бизнеса - 13,5%.
Гипотеза №3 - Подтверждена. Ключевую роль в успешности компании играют сами руководители.
Проанализированные данные предоставляют информацию о том, что большая часть респондентов 60,6% имеет наивысший уровень вовлеченности в деятельность своей компании.
Гипотеза №4 - Опровергнута. Значительную долю выручки может составлять продажа полезных сервисов по партнерским программам.
Более 48,6% респондентов говорят о том, что продажа партнерских продуктов не приносит более 5%.
Помимо гипотез, проверки которых мы искали в ходе исследования возникло еще много интересных фактов:
- Как оказалось средний портрет интегратора - это компания до 10 чел, срок работы компании от 3 до 5 лет.
Интеграторы практически не задействуют маркетинг, т.к. более 50% обращений поступает из канала рекомендаций
Исследование рынка CRM в графике 2023г
Услуги в портфеле CRM компаний
География
Количество сотрудников
Количество завершенных проектов
Период тех сопровождения клиентов
Доля клиентов у котороых CRM не работает
Типы внедрений
Средняя стоимость пакета внедрения
Доля выручки от продаж партнерских продуктов
Вовлеченность руководителя в бизнес
Прибыльность бизнеса
Рост спроса на внедрение
Рост выручки в 2022 году к 2021
Доля выручки с лицензий
Средняя часовая ставка руководителя
Средняя часовая ставка для клиента
Выручка от продажи услуг
Выручка от продажи лицензий
Средняя стоимость лида
Средняя стоимость продажи
Конверсия в повторную продажу
Конверсия в продажу
Количество квалифицированных лидов
Количество квалифицированных проектов
Количество проектов одновременно
Количество завершенных проектов
Заполните форму
И получите квалифицированную консультацию или коммерческое предложение по таким вопросам, как: внедрение CRM; внедрение и техническая поддержка, разработка сайта.
2010–2023 IT компания AdvertSolutions(advertsolutions.ru, адвертсолюшенс.рф, advert-solutions.com). Ознакомиться с Политикой в отношении обработки персональных данных. Ссылка на нас в Росреестре. Оферта оказания услуг. Состоим в реестре ИТ-компаний России №9663 от 13.02.2019
Создание сайтов и интеграция с amoCRM и Битрикс24, внедрение IP-телефонии и обратного звонка на сайте, контекстная реклама в Яндекс.Директ.